Совет профилактики в школе - общественный орган образовательной организации, выполняющий функции социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих беспризорности, безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении. Совет профилактики создается в школе в целях организации работы по предупреждению правонарушений обучающихся (п. 1.2 и ст. 2 Типового положения о Совете профилактики в образовательной организации, утв. Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 30.07.2020 N 676-д (далее - Типовое положение о Совете профилактики в образовательной организации)).
Состав совета профилактики формируется директором школы и утверждается приказом. Совет состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов совета (п. п. 4.1 и 4.2 Типового положения о Совете профилактики в образовательной организации).
Совет профилактики в школе реализует комплекс мероприятий (ст. 2 Типового положения о Совете профилактики в образовательной организации):
- по профилактике асоциального поведения детей и подростков, входящих в программу профилактики;
- по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработке рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- по постановке обучающихся на внутришкольный учет и снятию с учета, постановке на учет неблагополучных семей.
Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами школы. При этом необходимо обратить внимание, что основанием для организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением является поступление в школу одного из следующих документов (ст. 6 Закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ; разд. 5 Методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы, направленных Письмом Минобрнауки России от 01.12.2015 N ВК-2969/07):
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или решение суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Решение совета профилактики школы, согласованное ее руководителем, по вопросу организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением, а также постановки на учет оформляется в форме заключения. На основании указанного заключения на учет могут быть поставлены следующие категории несовершеннолетних (Методические рекомендации) (абз. 16 - 20 разд. IV Методических рекомендаций):
а) не посещающие или систематически пропускающие занятия без уважительных причин, неуспевающие по учебным предметам;
б) участвующие в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;
в) допускающие неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных актов и др.
Совет профилактики школы обязан выявлять указанные категории несовершеннолетних и вести их учет. Другими полномочиями совета профилактики школы являются согласно Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы, направленным Письмом Минобрнауки России от 28.07.2016 N 07-3188:
- снятие учащихся с внутришкольного учета;
- ходатайство о снятии с профилактического учета в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД в связи с исправлением или о продолжении индивидуальной профилактической работы с ребенком и его семьей;
- анализ информации и составление отчетов о непосещении или систематических пропусках обучающимися занятий по неуважительным причинам;
- участие в процессе информационного обмена, осуществляемого между субъектами системы профилактики, а также проведение совместных профилактических мероприятий.
Дополнительными полномочиями совета профилактики школы являются (п. п. 5.3, 6.4, 6.6, 6.7 и 6.8 Типового положения о Совете профилактики в образовательной организации):
- представление сведений о результатах работы совета за отчетный период в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- подготовка справочной информации по запросам отдела полиции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратуры;
- принятие мер по разрешению конфликтных ситуаций, примирению сторон или поручение психолого-педагогическому консилиуму провести проверку и подготовить заключение о постановке обучающегося на внутришкольный учет;
- взаимодействие с территориальными правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, родительской и ученической общественностью, а также другими общественными организациями и объединениями;
- принятие решений о создании детских общественных объединений (отрядов юных друзей полиции);
- организация иных мероприятий и взаимодействия, направленных на предупреждение асоциального поведения обучающихся.
Основаниями снятия несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением с учета могут являться (абз. 22 - 27 разд. IV Методических рекомендаций):
а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение 3 месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка);
б) окончание обучения в школе;
в) перевод в иную школу;
г) достижение возраста 18 лет;
д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении).